Статья о школе "Информационные технологии в питерской школе № 457"

          

Статья о школе

"Информационные технологии в питерской школе № 457"

 

 

Автор: О. Андронова, editor@ci.ru
Ссылка на статью: http://www.ci.ru/inform03_06/p_04.htm

    

     Одним из приоритетных направлений для страны, как известно, названо обеспечение доступности для детей хорошего образования по всей территории России. "КИ" в этом вопросе интересуют, естественно, возможности применения современных информационных и телекоммуникационных технологий. При этом, как выясняется при внимательном изучении местного опыта, совсем не обязательно обращаться, как к эталону, к иностранным, преимущественно американским, школам. В статье "Intel Computer Clubhouse" ("КИ" N 19/2005, стр. 10) приводилась ссылка (и краткое изложение основной мысли) книги г-на Todd'а Oppenheimera'а "The flickering mind: The False Promise of Technology in the Classroom and How Learning Can Be Saved". Повторюсь: опыт последних 20 лет "накачивания" школ компьютерной техникой в США не принес положительных сдвигов в качестве образования школьников. Основной вывод автора: причина в том, что для получения желаемого результата необходимо, в первую очередь, разработать методики преподавания школьных предметов с применением современных ИКТ, во-вторых, создать необходимое для этого программное обеспечение, и, в-третьих, понять, каким должен быть качественный состав компьютерного оборудования.

     Редакция "КИ" с интересом относится к любому удачному примеру применения ИКТ в педагогике, поэтому тем более мы рады были познакомиться с деятельностью питерской школы N 457 Выборгского района, где ИКТ успешно используются повсеместно в учебном процессе, то есть, в преподавании основных предметов, а не только на уроках информатики. И особенно хотелось бы отметить сквозное использование ИКТ во всех возрастных группах и даже в старшей группе детского сада!

     Попасть на уроки в школу N 457 корреспонденту "КИ" удалось 31 января, когда с работой педагогического коллектива школы и опытом Администрации Выборгского района по организации на ее базе Ресурсного информационного центра знакомился председатель Комитета по информатизации и связи Е. Г. Цивирко. Школу вместе с ним посетили соавторы этого удачного проекта из Администрации Выборгского района - первый зам. главы Администрации Анатолий Алексеевич Лихтин, начальник отдела информатизации и связи Дмитрий Андреевич Козлов, начальник отдела образования Олег Ионович Лозин.

     Экскурсию по школе для участников выездного мероприятия провели директор школы N 457 Анна Михайловна Павлихина, руководитель Ресурсного информационного центра Выборгского района Людмила Михайловна Андрианова, зам. директора по школьной информационной сети Нина Григорьевна Рожковская.

      Большой интерес, проявленный руководством и специалистами Комитета по информатизации и связи к возможностям использования современных ИКТ в школах, естественен и понятен. Кроме того, что эта тема входит в число национальных проектов, так еще и курировать ее решение и исполнение заданий во всей России доверено губернатору Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко. И если во всей стране сроки реализации проекта рассчитаны до 2010 года, то в своем родном городе губернатор наметила получить конкретные результаты к 2008 году. Тем более приятно, что пример удачного решения обнаружен рядом.

     Прежде чем перейти к описанию опыта учительского коллектива школы N 457, хотелось бы передать общее впечатление от посещения. Спокойные, доброжелательные, улыбчивые дети. Младшие здороваются радостно, старшие - более сдержанно и с интересом в глазах: "А что вы тут у нас делаете"? Мы ходили на различные занятия, к детям разного возраста - и везде ученики работали. Они охотно отвечают на вопросы, причем то, что думают, не заглядывая учителю в глаза в поисках подсказки. И тут же возвращаются к своему делу - оно им интересно. Какая похвала школе может быть лучше - детям нравится здесь учиться. И неудивительно, что поступаемость после школы в вузы, как сообщила директор А. М. Павлихина, стопроцентная.

     Итак, в первую очередь - о программном обеспечении. Школа N 457 использует для педагогических целей комплект ПО производства белорусской компании "ИНИсофт". Программы ("Живая математика", "Живая физика" и т. п.) уже используются в преподавании математики, физики, химии, географии, английского языка. В состав комплекта ПО входят также генератор тестов, мониторинг образования и даже библиотечная система.

     В дальнейшем планируется более широко использовать административный блок управления, т. е. имеющиеся в составе комплекта ПО модули для управления деятельностью школы - в бухгалтерии, ведении классных журналов и т. п.

     Поскольку компьютерный парк школы складывался постепенно, часть подаренных ноутбуков - Macintosh, работающие, соответственно, под MacOS. Остальная техника - привычная платформа Wintel, т. е. Windows XP на компьютерах с процессорами Intel.

     В настоящее время в школе N 457 используется порядка 70 компьютеров, причем часть из них - стационарные ПК, а часть - два мобильных класса на базе ноутбуков. Есть 4 комплекса для преподавателей, включающих ноутбук, проектор, экран. В преподавании ряда предметов используется так называемая "умная" интерактивная доска. Компьютеры объединены в локальную сеть, имеющую пропускную способность 100 Мб/сек. Такая большая полоса пропускания необходима, так как в сети пересылаются графические изображения, содержащие по 65 тыс. цветов.

     На вопрос Е. Г. Цивирко к детям: "Скажите, у кого дома нет компьютера?" - ответом было красноречивое молчание. Как выяснилось, хоть плохонький (в детском понимании, т. е. для игр малопригодный) - но есть.

     Все это школьное богатство надежно защищено - в школе есть тревожные кнопки, в кабинете директора на дисплей компьютера выводятся картинки с трех видеокамер. И все, отображенное на этом дисплее, записывается.

     Компьютерами оснащена и школьная библиотека. Здесь ученики могут почитать любые нужные им книги в Интернет (а в условиях острой нехватки средств на комплектование школьных, да и районных библиотек, это так важно), подобрать необходимую для написания доклада или реферата информацию, подготовить презентацию.

     Особо хотелось бы заострить внимание на количестве в школе интерактивных досок, проекторов, экранов. Вроде все мы знаем, что человек до 70 % информации получает визуально, - т. е. мир в основном мы познаем глазами. А сколько в учебниках картинок? А что и как может нарисовать мелом на черной доске учитель, вводя детей в сложные сферы биологии, литературы, физики, культуры, географии, экологии, природоведения, истории и т. д.? И насколько очевиднее и доступнее становятся сложные понятия для детей и подростков, когда их можно увидеть, что называется, "своими глазами"!

     Так что в педагогическом процессе в этой школе используется не только готовое ПО белорусской фирмы. Компьютерную технику и программное обеспечение учителя этой школы используют при подготовке уроков, создавая презентации.

     Еще в первой половине прошлого века автор идеи конвейера Генри Форд сказал: "Бегать должны вещи, а не человек". Реализовать эту идею в применении к процессу обучения помогают мобильные классы, состоящие из ноутбуков. В классах, где преподаются предметы, собрано, зачастую, множество пособий, изобразительных материалов. Сама среда приспособлена к обучению именно этому предмету. И перемещать оттуда учеников на время занятий к компьютеру - нецелесообразно. Наличие переносной компьютерной техники удобно тем, что учителя в первый раз получили рабочий инструмент в любом кабинете (химии, физики, математики и т. д.).

     В этой школе Интернет доступен практически всем и всегда. Оптоволоконный канал к школе подвела компания "Домашние сети". Внутри школы, как упоминалось выше, данные по сети передаются со скоростью 100 Мб/с. Защиту детей при работе во Всемирной сети от доступа к нежелательному контенту обеспечивают и провайдер (компания "Домашние сети"), и специалист школы, обеспечивающий работу аппаратного и программного обеспечения - Алексей Павлович Преснов. В сетях используется антивирусное ПО "Лаборатории Касперского" и Dr.Web.

     Благодаря устройству, обеспечивающему беспроводную связь для ноутбуков Macintosh на площади в 50 м2, можно выйти в Интернет из любой точки класса.

     Как сообщила зам. директора по школьной информационной сети Н. Г. Рожковская, "всегда здесь все открыто и доступно для всех". Компьютерные классы работают с раннего утра до позднего вечера. Есть компьютерный зал, который используется в режиме самостоятельной работы, здесь же ведется внеклассная деятельность. Любой ученик и любой учитель могут прийти в любое время, зайти в Интернет, выполнить на компьютере задания, которые ему заданы. Как раз во время посещения дети готовились к проектным работам и к их защите.

     Силами педагогов подготовлены каталоги образовательных Интернет-ресурсов и каталоги образовательных программ. Все это доступно всем по общей сети.

     Директор школы сообщила о том, что школа N 457 собирается открывать свой сайт в Интернет. На вопрос Е. Г. Цивирко: "С какой целью вы хотите создать сайт школы?", А. М. Павлихина пояснила: "Во-первых, чтобы школу узнали. Реклама - это всегда хорошо. Во-вторых, мы хотим, чтобы связь с родителями шла через этот сайт. Там у нас будут страницы для родителей и новости, чтобы дети и родители знали, чем живет школа. То есть, сайт - это, прежде всего, обратная связь. Это будет сайт учителей, родителей и учащихся. Ведь, если мы являемся ресурсным центром, нам же надо на район вещать. Мы также установим FTP-сервер, куда мы будем выкладывать информацию".


Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»